01
Май

Ода депрессии и апатии


Принято считать, что апатия и депрессия — это а-та-та. Все хотят, чтобы ты из неё вышел. И продолжил быть таким, как был: привычным, понятным, удобным, корректным и таким, как все.

А мне всегда эти состояния казались наиболее близкими к реальности. Гораздо ближе к реальности, чем когда я опьянен мимолетной радостью, всякими мозговыми жвачками типа соцсетей, кино, приключениями, шопингом, путешествиями, рабочими задачами, достижением целей и всем прочим, что отвлекает от апатии и депрессии.

Ещё, состояния апатии и депрессии принято считать движением маятника от другой крайности — безудержной радости, гиперактивности и экстаза. И я прилежно старался вернуться из апатии обратно. И с каждым таким качанием маятника уходил всё дальше и дальше. Началась депрессия, потеря способности чувствовать что-либо. Стали нужны антидепрессанты и помощь специалиста, чтобы прокатиться на маятнике обратно к “нормальности”.

Вообще, тут должна была быть рецензия на фильм “Всё везде и сразу”. Безумный артхаус. Совершенно стукнутый на голову фильм. Он так сильно похож на то, что проходит во время терапии с психологом. Думаю, создатели упаковали в сценарий лет пять еженедельной психотерапии. Фильм можно смотреть только, если у вас бывали затяжные состояния апатии или депрессия — иначе, фильм покажется полной фигнёй. Чем-то таковым он и является, но если посмотреть на него с точки зрения коллективной нынче истерии… Об этом же четвёртая Матрица, которая судя по рейтингу не зашла широким массам. А не зашла понятно почему — Матрица 4, это тоже фильм-психотерапия. Но на него массово повалил народ ожидая тупого экшена. А там такие откровения, даже мысли о которых, не каждый решится в себе признать. А  “Всё везде и сразу” сразу позиционировался, как артхаус-сорви-башка. 

Не то, чтобы я рекомендую этот фильм, но если у вас депрессия, то вполне. Дичь там происходит весьма весёлая. Прям 18+++, если что.

Обычно, так рубить с плеча и вываливать всё на слушателя позволяют себе только песни. Но и понятно почему. Послушал песню 5 минут, вздохнул/вздрогнул/поплакал/испугался/… и пошел слушать следующую песню. А тут на вас 2 часа 20 минут выливают всю правду о 21 веке и прямо показывают чёрную дырочку в которую мы все летим со скоростью света.

Этот фильм подтвердил мои ощущения на счёт этих состояний апатии и депрессии. Я почувствовал себя не одиноким с такими мыслями. Фильм подтолкнул к тому, чтобы написать эту оду депрессии и апатии.

Одна из идей, которая показывается в фильме —  что из состояния полной темноты и отсутствия смысла есть два пути:

  • Погрузиться в темноту и делать в этом состоянии всё, что хочется, ведь в жизни нет смысла и ничего не важно, саморазрушаться, беситься, уничтожать себя и других.
  • А есть и второй вариант. Во втором варианте тоже сохраняются компоненты “Делать всё, что хочешь”, “Ничего не важно”, тоже разрешено что-нибудь уничтожать. Но это разрушение становится позитивным и позволяет расслабиться, отказаться от жажды социального одобрения, желания быть как все и через это начать путь к настоящему себе.

Второй вариант — это благодаря этим состояниям сбросить бетонную плиту социальных ожиданий. Депрессия, как второй шанс, как банкротство — возможность сбросить с себя то, что стало непосильной ношей.

А что остаётся, если сбросить всё внешнее? Наша собственная аутентичность. Своя личная уникальность. Если нащупать опору на свою аутентичность, то можно не опираться на социальные нормы, культурность, воспитанность и удобность. А общество набрасывает нам тонну обязательств/ярлыков/наручников/шор до того, как мы успеем познать себя, свою уникальность и укрепить опору на свою аутентичность.

А аутентичность в действии — это предназначение. 

А когда начинает реализовываться предназначение можно идти в этот самый социум не боясь, что он набросит на нас бетонную плиту правил. Аутентичному человеку не страшна бетонная плита социума — у него есть своя опора на самого себя. Наоборот, человек реализующий своё предназначение становится настолько ценен для общества, что социум готов принять его именно таким, как он есть.

А вместо этого, я с каждым шагом текущей жизни удалялся от своей аутентичности. Жизнь начала бить меня сначала апатией, а потом депрессией всё сильнее и сильнее. И лупила, пока у меня совсем не осталось сил держаться за социальные ожидания и обязательства. После нескольких раундов с жизнью, я окончательно свалился.

Есть тут риск скатиться в асоциальное поведение. Но я верю, что в такой тёмный момент рядом с каждым, кто проходит такой путь, окажется кто-то или что-то, что даст слабенькую надежду на счастье. Думаю, что это тот самый компонент, который делает разрушительную энергию депрессии созидательным чудом. Вероятно, у каждого этот компонент свой. Речь о компоненте, который позволяет идти не по первому сценарию депрессии, а по второму. А что в фильме стало этим компонентом вы сможете узнать посмотрев фильм.

Депрессия может позволить нам сбросить все внешние оковы. Всякие — Должен,

Принято, Так надо, Не выделывайся, будь как все, Выскочка, Что ты о себе думаешь. 

Это ж прям магический дар!

Вот она дуальная природа депрессии и апатии. Я даже не задумывался раньше, что в этих состояниях есть дуальность. Я думал, что это а-та-та и, что другого взгляда не может быть. Даже если я разрешал себе быть в этих состояниях, в голове всё равно считал, что я не в норме.

Психологи не рекомендуют принимать решения в состоянии депрессии. Но я горячо рекомендую записывать все настоящие мысли, которые начинаются просачиваться в голову после того, как внутренний голос социума придавлен апатией и депрессией.

Апатия, депрессия, ребята, спасибо вам!



Алексей Переведенцев